• Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

111. СЫҢРЫРАУ ТОРНА. ЗВЕНЯЩИЙ (ПОЮЩИЙ) ЖУРАВЛЬ

111synrautorna_54
 
Записана X. Ф. Ахметовым в 1943 г. от нар. арт. БАССР Г. Ушанова, уроженца Баймакского р-на.

Одно из выдающихс яоизведений башкирской народной ииструментальной музыки. Связано с эпической легендой о журавлях, имеющей древнее происхождение. Существует несколько вариантов легенды. Один из них повествует о большой журавлиной стае с громкими киками и хлопаньем крыльев закружившейся над войском захватчиков, вторгшихся в пределы Башкирии в древние времена. Испуганные захватчики дрогнули, ряды их смешались, это помогло башкирскому войску выиграть сражение.

Иные варианты легенды приводит С. Г. Рыбаков в книге «Музыка и песни уральских мусульман», СПБ, 1897, № 117 и 118. Мелодия пьесы характеризуется как «подражающая пению каких-то особенных журавлей белого цвета; по догадкам русских, эти особенные журавли или аисты, или другая какая-либо птица, прилетающая. быть может, из Индии на Урал, когда бывают особенно жаркие и сухие лета и в силу этого плохой урожай, так что появление этих птиц совпадает с народным бедствием и порождает суеверное отношение к нему народа» (стр. 119). В другом месте Рыбаков приводит сто один вариант легенды: «Когда-то особенные журавли стаей ходили по горам, некоторые из них играли голосом, а другие плясали. Дудочник башкирский слышал их и перенял их игру. Этих журавлей редко кто видит, а если кто увидит и услышит их пение, такой человек, по поверью башкир, или будет необыкновенно счастлив, или вскоре умрет. Башкиры говорили мне, что народ не любит слушать эту песню, потому что где упомянутые журавли играли эту песню, там бывала прежде война или засуха» (стр. 141).

Зарегистрированные записи напева и его вариантов: А. С. Ключарев, 50 баш. нар. инстр. пьес для курая, № 46, рук.; ФК МК БАССР, сб. 3, зап. 37 и сб. 13, зап. 229/9 К Ю. Рахимова.

Поэтичность мелодии, ладовое ее своеобразие и выразительность формы, как и содержательность легенды, привлекли к себе внимание драматургов и композиторов. Легенда легла в основу либретто первого башкирского балета «Журавлиная-песнь» (автор либретто Ф. А. Гас.каров). В музыке балета, написанной комте зитором Л. Б. Степановым, напев «Звенящий журавль» проходит главным лейтмотивом. Он использован также в «Легенде для симфонического оркестра» М. М. Валеева.

Обработки: В. Белый. Три миниатюры на башкирские темы для ф. п.. М., Музгиз, 1941 г.


© 2011-2021 Союз кураситов РБ